Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 1

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Замечание 2

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.

253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Службы судебных приставов

Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):

  • за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
  • воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
  • неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
  • разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
  • противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
  • несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).

Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:

  • о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
  • о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
  • об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).

Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.

Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст.

2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена ​​достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.

Замечание 3

Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.

В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.

В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Предлагаем ознакомиться:  Способы получения сведений из егрн росреестр

Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав.

  • Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.
  • Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.
  • Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.
  • В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:
  • выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
  • прекращение уголовного дела в целом или частично;
  • приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
  • письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
  • о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
  • подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
  • инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.

Замечание 4

Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).

Органы дознания | УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  •  
    Органы дознания
    Дознание один из видов предварительного расследования проводится как правило по преступлениям небольшой степени тяжести, либо как форма осуществления неотложных следственных действий по преступлениям по которым производство следствия обязательно.
    Органами дознания являются:
    1) милиция;
    2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
    3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;
    4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
    5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
    6) органы пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;
    7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;
  • 9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Читайте также:  Может ли недееспособный вступить в наследство и имеют ли опекуны право на наследство

Обязанности органов дознания
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 УПК, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

ВНИМАНИЕ. ЗАПОМНИ ВСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ НУЖДАЮТСЯ В УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ . БЕЗ ДАННОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИТ ДОЗНАВАТЕЛЬ НЕЗАКОННЫ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕННЫЕ НА ИХ ОСНОВЕ НЕ ДОПУСТИМЫ.

В МВД НАЧАЛЬНИКОМ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ (ПО ДЕЛАМ ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО И НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ. ДРУГИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МВД , НАПРИМЕР НАЧАЛЬНИКИ ОВД, УВД, НАЧАЛЬНИКИ СЛЕДСТВЕННЫХ ОТДЕЛОВ ОВД, УВД НЕ ВПРАВЕ ВИЗИРОВАТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ.

#G0Постановление о передаче уголовного дела
по подследственности

#G1г. __________________ «___» ____________ 20__ г.

Дознаватель____________________________________________

_______________________________________________________
органа внутренних дел,; ф.,и.,о.)
рассмотрев материалы уголовного дела N ______ по обвинению______________________________________________

(ф.,и.,о. лица, обвиняемого в совершении преступления)

  1. в преступлении, предусмотренном ст.____ УК РФ,
  2. УСТАНОВИЛ:
  3. _______________________________________________________
    (излагаются обстоятельства дела)
  4. Поскольку указанное деяние было совершено______________
  5. _______________________________________________________
    (место, территория)
    и принимая во внимание то, что по настоящему делу производство предварительного следствия
  6. обязательно, на основании #M12293 0 9038502 1265885411 7616776 2947337394 2440337608 3970873280 3125837691 1339472089 3125837665ст. 132 УПК РСФСР#S
  7. ПОСТАНОВИЛ:
  8. Уголовное дело N ___ передать в _______________________________________________________
  9. _______________________________________________________ (орган, в который передается дело)
  10. по подследственности.
  11. Копию настоящего постановления направить ________________________________________________
    _______________________________________________________
  12. (наименование органа прокуратуры)
  13. Дознаватель _______________
  14. Утверждаю Нач. СКМ_________

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Образец поручения

Начальнику СКМ ОВД г. ________________

В соответствии с ст. 127 УПК РСФСР прошу выполнить ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать следственные , оперативно-розыскные и др. действия)

Следователь__________

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными настоящим Кодексом для предварительного следствия, за следующими исключениями:
1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
2) на органы дознания не распространяются правила, установленные частью второй статьи 127 УПК РСФСР. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Основные полномочия органов дознания |

О проекте  /  судебная система рф  /  основные полномочия органов дознания

Дознанием называется вид предварительного расследования, являющийся неотложными действиями по закреплению и установлению следов преступления.

Осуществлять дознание может:

  • ·         главы дипломатических консульских и представительств учреждений;
  • ·         федеральная служба судебных приставов;
  • ·         федеральная таможенная служба;
  • ·         капитаны морских судов;
  • ·         органы противопожарной службы;
  • ·         СИЗО (начальники);
  • ·         руководители экспедиций и зимовок;
  • ·         ФСБ;
  • ·         командиры военных частей;
  • ·         милиция.

Главными процессуальными актами, которые составляются при предварительном расследовании являются протоколы и постановления. Последние являются процессуальными документами в которых выражается решения прокурора, дознавателя или следователя, которые были приняты во время дознания. Они могут касаться как дела в целом (например, о направлении или прекращении дела), так и отдельных процессуальных действий (выемка, обыск и пр.).

Данные постановления по уголовным делам, которые вносятся, согласно закону, обязательны для выполнения всеми общественными и государственными организациями, гражданами и должностными лицами.

Протоколом называется процессуальный документ в котором отражены результаты и ход следственных действий или же зафиксирован факт выполнения определённого требования закона. Данный документ обязан быть составлен при производстве каждого следственного действия (ознакомления с материалами, следственного эксперимента, допроса, обыска и пр.).

Основными задачами органов дознания является полное и быстрое раскрытие преступлений, а также полное обеспечение правильного применения законов для того, чтобы всякий совершивший преступление подвергся справедливому наказанию и ни один невиновный не привлёкся к уголовной ответственности.

Кроме того, органы дознания реализуют приём, разрешение и проверку сообщений и заявлений о преступлениях. В том случае, если обстоятельства исключают производство по делу, то органами дознания выносится о возбуждении или отказе возбуждения уголовного дела.

Если он обнаружит фактические признаки преступления, которые относятся законом к подследственности данных органов предварительного следствия и не выявит указанных выше обстоятельств, то возбуждает уголовное дело или передаёт заявление и материалы следователю.

В случае наличия признаков преступлений, которые перечислены в части третей статьи 150 УПК РФ, определённые органы дознания обязаны провести предварительное расследование, после которого уголовное дело передаётся прокурору для фактического утверждения направления в суд. Если данные обстоятельства невозможно установить без производства следственных действий, то это дело передаётся прокурором следователю.

Органы дознания реализуют производство специальных следственных действий, а также розыскных действий по поручению (письменному) следователя. Данное поручение является обязательным для органов дознания.

Интересное:

Органы дознания: их понятие, виды и процессуальные полномочия

  • Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК), — форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и ограниченного судебного контроля по производству неотложных следственных действий с целями:
  • а)  выявления и закрепления следов преступления;
  • б)  установления фактических обстоятельств совершения преступления «по горячим следам»;
  • в) установления лица, совершившего преступление, или лиц, совершивших преступление.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые дознавателем после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

  1. Другими словами, неотложные (безотлагательные) следственные действия — следственные действия дознавателя, промедление с производством которых может привести к исчезновению следов преступления под воздействием различных объективных и субъективных факторов.
  2. Под объективными факторамимы понимаем, в частности, погодные и иные условия, а под субъективными— умышленные или неосторожные действия человека по уничтожению следов преступления.
  3. По действующему законодательству неотложность этих действий определяется самостоятельно дознавателем и начальником подразделения дознания.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Теоретически и практически в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством к неотложным (и, следовательно, с точки зрения криминалистов, к первоначальным) могут быть отнесены любые следственные действия, направленные на собирание, проверку и оценку доказательств.

Читайте также:  Возврат планшета в магазин

В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1)  органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (дознаватели органов внутренних дел и дознаватели (следователи) органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

2)  органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151;

3)  таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ;

  • 4)  командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных:
  • а) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
  • б)  лицами гражданского персонала Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
  • 5)  начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений и органов иными лицами;
  • 6)  иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания согласно ст. 40 УПК РФ:
  • а)  капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • б)  руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания;
  • в)  главы дипломатических представительств и консульских учреждений, если преступления совершены на территории этих представительств или консульских учреждений.
  • После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа.
  • Этот срок продлению не подлежит.
  • После направления уголовного дела руководителю следственного органа уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
  • Если в ходе неотложных следственных действий лицо, совершившее преступление, не обнаружено (не установлено, не выявлено), то орган дознания обязан по собственной инициативе принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно,— самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установленными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

  1. Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:
  2. а)  привлечение лица в качестве обвиняемого (составление постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого);
  3. б)   предъявление обвинения  (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);
  4. в)  составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.

Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Исключением из этого положения является преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В соответствии со ст. 223.

1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъяснении ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

  • В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.
  • В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:
  • 1) дата и место его составления;
  • 2) фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • 3)  фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

4)  описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;

  1. 5)  пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.
  2. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.
  3. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.
  4. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.
  5. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под
  6. стражу.
  7. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахождения в изоляторе временного содержания, если он был задержан).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е.

в отношении него выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого. После этого производство дознания продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст.

224 УПК РФ).

  • По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.
  • Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.
  • В этом документе указываются:
  • 1) дата и место его составления;
  • 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности1;
  • 4)  фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);
  • 5)  формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
  • 6)  перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
  • 7)  обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  • 8)  данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
  • 9)  список лиц, подлежащих вызову в суд.
  • В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составляется следователем по окончании предварительного следствия.
  • В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.
  • Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.
  • Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.
  • Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.
  • После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
  • Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.
  • Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания.
Читайте также:  Кто имеет право на материнское помилование, либо Президента РФ?

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмотрено действующим законодательством.

Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия — обвинительного заключения.

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток. При этом он может принять одно из следующих решений:

  1. 1)  об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;
  2. 2)  о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо  пересоставления  обвинительного  акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.
  3. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ;

  • 3)  о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ;
  • 4)  о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
  • При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.

Понятие и виды органов дознания

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений.

Под дознани­ем понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. ст. 40, 157 УПК.

Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно розыскной деятельности, органы Государственной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.)

  • Полный перечень органов дознания- учреждений следующий:
  • 1) органы внутренних дел,
  • 2) органы федеральной службы безопасности,
  • 3) пограничные органы федеральной службы безопасности,
  1. 4) федеральные органы государственной охраны,
  2. 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и
  3. психотропных веществ,
  4. 6) таможенных органы Российской Федерации,
  5. 7) органы Службы внешней разведки Российской Федерации,
  6. 8) органы Министерства юстиции Российской Федерации,
  7. 9) органы Государственной противопожарной службы.
  8. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица
  9. (а не возглавляемые ими учреждения):
  10. 1) Главный судебный пристав Российской Федерации;
  11. 2) главный военный судебный пристав;
  12. 3) главные судебные приставы субъектов Российской Феде-
  13. рации, их заместители;
  14. 4) старшие судебные приставы;
  15. 5) старшие военные судебные приставы;
  16. 6) старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ,
  17. Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  18. 7) командиры воинских частей, соединений;
  19. 8) начальники военных учреждений или гарнизонов;
  20. 9) капитаны морских судов;
  21. 10) руководители геологоразведочных партий и зимовок;
  22. 11) главы дипломатических представительств и консульских
  23. учреждений Российской Федерации.
  24. Понятие и задачи дознания.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

  • Задачи:
  • · производство предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно;
  • · соблюдение мер по обеспечению законности при производстве дознания;
  • · проведение профилактических мероприятий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
  • Орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Полномочия (ст.

40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст.

144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст.

147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *