Внешнее управление как процедура банкротства

  • На какой срок вводится внешнее управление как процедура банкротства?
  • Какие задачи внешнего управления
  • Какие последствия введения внешнего управления?
  • Что входит в обязанности внешнего управляющего?
  • Планирование работы внешнего управляющего
  • Какие меры могут применяться внешним управлением?
  • Особенности проведения оздоровительных мероприятий
  • Результативность внешнего управления?

При несостоятельности должника или его банкротстве часто вводится наиболее трудоемкая и сложная процедура — внешнее управление предприятием, организацией или компанией. Оно применяется к должникам, являющимся юридическими лицами. Что значит внешнее управление как процедура банкротства и на какой срок она может вводиться?

Какие задачи внешнего управления

Основной целью, которую ставит перед собой внешнее управление, является необходимость восстановления нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника после признания его несостоятельности. Еще одной задачей данной процедуры есть требование удовлетворить запросы всех кредиторов.

Реализация процедуры внешнего управления осуществляется путем передачи прав управления предприятия должника внешнему управляющему. Общее собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления.

Такое же решение может принять арбитражный суд. Но чтобы оно могло быть принято, суду необходимо предоставить доказательства того, что платежеспособность обанкротившегося предприятия можно восстановить (ст.

92 ФЗ «О несостоятельности»).

Внешнее управление вводится на срок не более полутора лет. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен. Для этого комитет кредиторов или управляющий должны подать специальное ходатайство. Общее время оздоровительного периода для предприятия не может превышать двух лет.

Внешнее управление как процедура банкротства

Какие последствия введения внешнего управления?

Наступают следующие последствия внешнего управления:

  • руководство компанией или предприятием берет на себя внешний управляющий, полномочия прежнего руководства прекращаются;
  • прекращаются полномочия всех органов управления, которые переходят к управляющему;
  • меры по выполнению запросов кредиторов, которые принимались до введения процедуры, считаются недействительными;
  • аресты имущества, прочие ограничения, связанные с управлением данным имуществом, могут осуществляться исключительно при банкротстве;
  • устанавливается мораторий на удовлетворение запросов, предъявляемых кредиторами по платежам, финансовым обязательствам, выплачиваемым до введения внешнего управления.

Если обязательства возникли после проведения арбитражного суда и принятия им решения о признании несостоятельности компании, не накладывается мораторий на обязательства, которые должны выполняться после начала внешнего управления. Кроме того, исключения составляют платежи по алиментам, выплате зарплат и вознаграждений.

Что входит в обязанности внешнего управляющего?

У внешнего управляющего достаточно широкий перечень полномочий.

В его права входит распоряжение всей собственностью должника, в то время как сам собственник и его органы управления не имеют права принимать никаких решений или иметь влияние на действия внешнего управляющего.

Он, в свою очередь, может выполнять функции управления предприятием, проводит инвентаризацию, принимает и ведет имущество.

Кроме этого внешний управляющий занимается оздоровлением предприятия для восстановления его способности платить по долгам путем ведения хозяйственной деятельности. Для этого составляется план по управлению предприятием. Этот план представляется на рассмотрение кредиторам и утверждается ими.

Разрабатываются меры по взысканию задолженности, открывается реестр требований кредиторов и др.

Внешнее управление как процедура банкротства

Планирование работы внешнего управляющего

Управляющий должен в начале своей деятельности на протяжении месяца разработать план, в котором должны быть учтены следующие моменты:

  1. мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, план и условия их реализации;
  2. финансирование;
  3. план по ожидаемым расходам должника;
  4. период, за который планируется восстановить платежеспособность должника;
  5. аргументация сроков восстановления;
  6. разграничение компетенции собрания кредиторов и комитетов.

План, который составляется управляющим, должен четко соблюдаться. Контроль его выполнения осуществляется также и кредиторами.

Какие меры могут применяться внешним управлением?

Во время проведения процедуры внешнего управления могут быть приняты следующие меры:

  • смена профиля производства;
  • прекращение работы убыточных и невыгодных филиалов и подразделений;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа имущества должника;
  • внесение средств в уставной фонд предприятия третьими лицами и учредителями;
  • замещение активов и другие меры, не противоречащие закону.
  • План мероприятий может предусматривать несколько мер одновременно, в комплексе.
  • Эта работа возлагается на внешнего управляющего, и она нацелена на выход предприятия из кризисного состояния.
  • Внешнее управление как процедура банкротства

Особенности проведения оздоровительных мероприятий

В период внешнего управления осуществляются мероприятия:

  • как только принято решение о введении внешнего управления, руководитель предприятия-должника уведомляется на протяжении одного дня;
  • направляется оповещение учредителям;
  • на протяжении 10 суток с начала введения процедуры направляется заявка для публикации данной информации;
  • выдается распоряжение на передачу управляющему всех документов предприятия (в т.ч. бухгалтерских);
  • осуществляется передача документов на протяжении 3 суток с момента его вступления в должность;
  • разрабатывается план;
  • проводится первое собрание кредиторов (на протяжении 31 дня после вступления в должность внешнего управляющего);
  • о введении оздоровительного этапа банкротства уведомляется ФССП;
  • уведомляются налоговые органы и банк;
  • направляются запросы в органы контроля;
  • собирается собрание всех, кто работает в компании (на предприятии, в организации);
  • к работе на предприятии приглашается бухгалтер и аудитор;
  • проводится инвентаризация;
  • анализируется материальное положение должника;
  • осуществляется возврат имущества, которым владеют третьи лица;
  • составляется реестр запросов кредиторов;
  • рассматриваются требования;
  • собирается собрание кредиторов;
  • выполняется промежуточный отчет;
  • арбитражному суду предоставляется план управления;
  • составляется новый план по управлению предприятием-банкротом;
  • составляется отчет, который предоставляется кредиторам;
  • реализация имущества должника;
  • выполняются обязательства банкрота имуществом;
  • должник и кредиторы уведомляются о начале удовлетворения требований;
  • производятся операции по расчету с кредиторами, следующими по очереди;
  • прекращаются полномочия внешнего управляющего;
  • составляется ликвидационный протокол.

Банкротство и внешнее управление

Результативность внешнего управления?

Внешнее управление не всегда имеет высокую результативность. Объясняется это тем, что профессиональный уровень внешнего управляющего не отвечает необходимым требованиям. Он не владеет навыками по использованию законных методов решения проблем предприятия.

Внешнее управление как процедура банкротства

Кроме того на эффективность внешнего управления достаточно сильно могут влиять внешние факторы: прямые (изменения в законодательстве, конкурентные отношения, налоговая система) и косвенные (политическая обстановка, изменения в международных отношениях, инфляция, природные катаклизмы и стихийные бедствия).

Иногда внешнее управление имеет низкую эффективность вследствие желания кредиторов окончательно разорить должника, чтобы установить контроль над его финансами, отобрать недвижимость или имущество.

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства

Внешнее управление как процедура банкротстваПеред тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия, нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья».

Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.

В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц), поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов.

В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье.

В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин. 

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Внешнее управление как процедура банкротстваДля признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Читайте также:  Договор пожизненного содержания с правом наследования жилья

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом.

Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.
Внешнее управление как процедура банкротства

Образец заявления о признании должника банкротом по общей процедуре(от кредитора)

Образец заявления о признании ликвидируемого должника банкротом

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым.

Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.

После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства.

Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника.

Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации.

Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего.

Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований.

Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц.

 Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения.

Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Образец требования о включении в реестр кредиторов

Банкротство юридических лиц. Понятие, признаки, стадии, права кредиторов, правовые последствия

Внешнее управление как процедура банкротства

Опубликовано: 12.10.2020

Что означает понятие банкротства или несостоятельности компании? В каких случаях целесообразно проводить эту процедуру и почему? Какие нормативно-правовые акты регулируют осуществление подобного мероприятия в России? И как происходит ликвидация ООО. Разберемся подробнее в основных нюансах.

Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства

Внешнее управление как процедура банкротства

С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.

Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.

Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:

  • наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
  • финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
  • внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
  • конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
  • мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.

Все о банкротстве юридических лиц в РФ

Основания для признания организации банкротом, определение понятий, порядок проведения процедуры, права и обязанности участвующих сторон – это все регламентируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ.

Фактическая неспособность юридического лица исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, выплачивать обязательные платежи, а также производить оплату труда сотрудникам, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, приводят к тому, что компания прибегает к процедуре банкротства.

Несостоятельность (банкротство)

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям.

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки банкротства

  • 1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);
  • 2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.
  • 3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.
  • Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).
Читайте также:  Задаток при покупке квартиры - считаем, передаем, подписываем

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

  1. Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
  2. К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
  3. Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Ндс при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Внешнее управление как процедура банкротства

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Внешнее управление, как процедура банкротства: когда вводится, цель проведения, последствия

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Читайте также:  Как Уволиться без Отработки 2 (двух) недель по Собственному Желанию (Заявление): Пенсионерам, на Больничном, на Испытательном сроке,

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Внешний управляющий

  • Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.
  • Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.
  • Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.

Права

Внешний управляющий имеет следующие права:

  Когда с пенсионной карты могут списать все деньги

  • управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
  • подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
  • отказываться от исполнения сделок должника;
  • подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
  • осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.

Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.

Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.

Обязанности

К обязанностям внешнего управляющего относятся:

  • провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
  • сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
  • вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
  • возражать на требования кредиторов при необходимости;
  • взыскивать долги в пользу компании должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять утвержденный план внешнего управления;
  • составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.

Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса

Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:

  • в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
  • за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
  • права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
  • в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
  • все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
  • проводится собрание всех сотрудников;
  • бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
  • проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
  • принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
  • составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Особенность процедуры

Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, частью которого выступает внешнее управление, оно направлено не на подтверждение статуса банкрота, а на исправление ситуации. Задача конкурсного производства и назначенного управляющего состоит в составлении плана, разработке цели, выполнения всех обязательств и в завершение дела.

К особенностям внешнего управления ФЗ о банкротстве можно отнести:

  1. Согласно закону о банкротстве, внешнее управление начинается после постановления суда и не длиться более 1 года (ст.92 №127 ФЗ). Срок распространяется также на оздоровление.
  2. Назначенный управляющий становится главой компании – он решает, кого уволить, как изменить производство.
  3. План для изменения ситуации должен быть составлен за 1 месяц после назначения управляющего.
  4. Необходимо провести собрание кредиторов, подытожить все финансовые претензии к компании.
  5. По плану внешнего управления в банкротстве все претензии замораживаются до окончания выделенного срока.
  6. Любые ранее подписанные договоренности могут быть оспорены по решению управляющего.
  7. По достижении поставленной цели открывается новое дело – за 6 месяцев необходимо погасить задолженности.

Главный нюанс такого мероприятия – это его необязательность, ведь подобный период после признания несостоятельности, начинается в определенных условиях и только после решения суда.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Проблема экономически необоснованного введения процедуры внешнего управления

Письменный вариант части выступления на круглом столе «Право человека и организации освободиться от долгов и угроза злоупотребления таким правом», который проводился 23.10.2013 г. в г.Екатеринбурге.

В отличие от принятия решения о финансовом оздоровлении (п.1 ст.74 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), первое собрание кредиторов не должно сразу же утверждать план внешнего управления и график погашения задолженности (п.2 ст.74).

При этом внешнее управление является процедурой банкротства, которая вводится в целях восстановления платежеспособности должника (упоминания об этом содержатся в ст.2, п.2 ст.75, п.5 ст.87, п.6 ст.88, п.1 ст.92, 106,109 и др. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Однако практика показывает, что фактически внешнее управление может быть введено при отсутствии его экономической обоснованности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *