Закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Закон о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ был принят 13 июля 2015 года (Закон), последние внесённые изменения, дополняющие его статьи, вступили в силу и применяются на территории страны со 2 января 2017 года.

Коррекция статей Закона и его дополнения позволили упростить порядок обращения населения по вопросам, связанным с регистрацией собственных помещений и владений, а государству —  разграничить ответственность структур по проведению учета и связанных с ним мероприятий.

Еденный государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой базу информации обо всех действиях лиц, имеющих отношение к использованию земель и строений, их принадлежности и истории, сократив время на проведение соответствующих проверок при определении прав граждан.

Основные понятия

Закон N 218-ФЗ

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости определяет порядок отношений при проведении регистрационных действий, связанных с учетом земель и строений, оформлении различного рода манипуляций с недвижимостью, проводимых физическими и юридическими (всех форм собственности) лицами.

Определяет порядок присвоения кадастровых номеров, уникальных на всей территории Российской Федерации, используя возможности единого государственного реестра недвижимости.  При этом определена необходимость внесения сведений не только о готовых сооружениях, но объектах, строительство которых не закончено.

Неосвоенных земельных участках, квартирах, помещениях нежилого фонда, а так же объектах, перемещение которых может привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Закон возлагает проведение такой работы на федеральные регистрационные органы исполнительной власти, обязанностью которых является (ст.3):

  • координация деятельности на местах, контрольные функции;
  • соблюдение положений о ведении ЕГРН;
  • подготовка, распространение методических материалов, обучение по линии основной деятельности.

Представители регистрационных органов на местах выполняют следующие функции:

  • принимают заявления от населения и юридических лиц с прилагаемыми правоустанавливающими документами, проводят проверку их подлинности, правильности оформления;
  • проверяют наличие ранее заявленных или зарегистрированных правовых притязаний на недвижимость;
  • при установлении документальной возможности и отсутствии противоречий осуществляют непосредственную регистрацию с помещением сведений в ЕГРН;
  • выдача населению документа установленного образца о присвоении кадастрового номера заявленному предмету недвижимости;
  • при обращении предоставляют справочную информацию в отношении имущественных объектов или земель из ЕГРН.

На регистрирующий орган возложена обязанность по регистрации прав на бесхозяйные объекты.

Кадастровый учет

Закон N 218-ФЗ Основанием для проведения кадастрового учета уполномоченными регистрационными органами является заявление лиц, связанное со следующими обстоятельствами (ст.14):

  • со стороны местных, федеральных органов – принятие документов об изменении распорядительного отношения к объектам имущества и недвижимости;
  • согласительные решения, закрепленные подписанием договоров на момент проведения имущественной сделки;
  • документы, свидетельствующие о том, что лицо правомочно наследовать землю или имущество;
  • решение органов судебной власти, которые вступили в силу;
  • документы (акты), свидетельствующие о приобретении права на заявленную землю или имущество;
  • предоставление карты территории, составленной структурой кадастровой службы, которая соответствует требованиям действующих законов;
  • создание (уничтожение) объектов учёта.

Кадастровый учет должен быть осуществлен с соблюдением сроков, предусмотренных требованиями Закона (ст.16).

  1. Трех рабочих дней при поступлении документов судебных инстанций о временном запрете правомочному владельцу проводить какие-либо манипуляции с землей или имуществом в связи с наложением ареста после проведения залоговых сделок. Этот срок предусмотрен и при представлении заверенных нотариусом документов о вступлении в наследование, а также свидетельствующих о приобретении части общего имущества семьи.
  2. Пять рабочих дней при представлении документов регистрирующими права органами, в том числе, касающимися взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если обращение и документы передаются в городские многофункциональные центры, том числе, касающиеся взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.

При возникновении различных обстоятельств и в зависимости от полноты предоставленных документов время рассмотрения может варьироваться, но не должно быть больше десятидневного срока. Дата начала регистрационных действий определяется днем принятия обращения, а регистрации – помещением в ЕГРН. К обязательным документам, подаваемым вместе с обращением о регистрации, относят следующие (ст.18):

  • в случае отстаивания интересов владельцев недвижимости третьими лицами прилагается соответствующим образом оформленная доверенность на действия в рамках представленных полномочий;
  • документальные материалы, служащие основанием для постановки на кадастровый учет;
  • другие документальные материалы, устанавливающие право на обладание землей или имуществом, которые подготовлены соответственно нормам правовых актов.

Причины отказа в приеме заявления

Закон N 218-ФЗ Отказ в приеме обращения о регистрации прав и внесения информации о госрегистрации в ЕГРН может обосновываться следующими причинами (ст.27):

  • не представлены документы, удостоверяющие личность заявителя, а равно предоставляющего интересы поручителя лица;
  • обращение с приложением копий документов, направленных в регистрационные органы с использованием интернет — ресурсов, не отражает необходимой для проведения регистрационных действий информации, материалы имеют неточности или оформлены ненадлежащим образом;
  • не представляется возможность получить из представленных документов объективную информацию по причине обнаружения несоответствий, небрежного заполнения, исправлений текста документов, различных приписок к содержанию текстов, явных повреждений и подобного;
  • заявление не завизировано подписью собственника или уполномоченного им лица;
  • при отсутствии информации о проведении оплаты предусмотренной законом пошлины;
  • предварительная проверка по ЕГРН показала наличие обременения права на сделки с объектом, а также наличия заявления собственника о необходимости личного присутствия при каких – либо действиях в отношении его имущества.

Регистрирующий орган не вправе отказать в приеме заявления, если оно подано в соответствии с требованиями Закона о регистрации.

Ответственность регистрационных органов

Закон N 218-ФЗ Меры ответственности применяются в случае выявления фактов, связанных с некачественным выполнением обязанностей по регистрации прав, порядка ведения ЕГРН, в том числе (ст.65):

  • игнорирование требований или выполнения не в полном объеме возложенных на него обязанностей по соблюдению норм и правил осуществления государственного учета;
  • халатного отношения, повлекшего за собой уничтожение или некорректное содержание данных в ЕГРН;
  • за необоснованный отказ в проведении предусмотренных регистрационных действий, установленный и закрепленный решением судебных инстанций;
  • за необоснованный отказ в приеме заявления с приложением обязательных документов или возврат последних без должного рассмотрения;
  • за нарушение сроков проведения возложенной работы без предъявления заявителю исчерпывающей информации о причинах такой задержки;
  • за внесение в ЕГРН неправдивой информации или содержащей технические ошибки, в результате чего был нанесен ущерб имущественным интереса третьих лиц, которые руководствовались неверными сведениями при принятии коммерческих решений;
  • за неправомерный отказ в предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Причиненные в результате некачественного выполнения обязанностей по регистрации убытки полностью возмещает Российская Федерация через уполномоченную на то структуру (казначейство).

Финансовая ответственность не наступает, если в ходе проверки установлены факты представления заявителями либо недействительных документов, либо таких документов, подлинность которых установить визуально или простыми способами не представлялось возможным.

Основные преимущества изменений и поправок

Закон N 218-ФЗ Существенно доработанный закон о регистрации недвижимости предоставил ряд дополнительных возможностей, упростивших процедуру реализации прав населения на регистрационные действии государства в отношении земли и имущества, в том числе:

  1. Организация ЕГРН позволила собрать в одну базу информацию о кадастровых действиях и документах, реестр прав, границ, учетных книг и другого, связанного с регистрационными действиями. Выписка из ЕГРН является основным свидетельством наличия прав на владение недвижимыми объектами.
  2. Для населения вопрос подачи документов в значительной степени упрощен. Возможно обращение в любой удобно расположенный территориальный центр, вне зависимости от положения недвижимости на карте страны. Причем документальные материалы могут быть представлены оригиналом и в копиях, на персональном приеме, адресоваться почтовой пересылкой, как в непосредственные органы, так и через многофункциональные городские центры. Допускается представление документальных материалов в цифровой форме, на интернет — ресурсы Росреестра или госуслуг.
  3. Учреждениям ограничено время для рассмотрения документальных материалов по существу и проведения регистрационных действий (ст.16).
  4. С учетом накопления информации в ЕГРН, населению и заинтересованным организациям предоставляется возможность по выписке отследить историю каждого земельного участка и имущественного объекта. Такая информация полезна для решения вопросов о ее коммерческом приобретении.
  5. Следует учитывать, что регистрация сведений о праве на землю и имущество в ЕГРН не исключает вероятности его оспаривания заинтересованными лицами. Таким образом, важно иметь фундаментальные основания для правовых действий и предполагать различные варианты течения событий.
  6. При возникновении обстоятельств невозможности рассмотрения вопроса по существу в результате отказа (задержки) в предоставлении необходимых документов из других ведомств, регистратор имеет право приостановить действия на трехмесячный срок. Если инициатива о приостановке исходит от заявителя, то срок может увеличиваться до полугода.
  7. Порядок получения компенсации лицом, которое в случае неправомерных действий или объективных причин утратило принадлежащие ему на праве собственности жилье, также описан законом и может составлять единовременную выплату в размере одного миллиона рублей.
  8. Важным представляется и тот факт, что закон рассматривает определение (ст.61) «реестровая ошибка», понимая под ней занесение неправдивых данных по вине лица, проводящего обследование местности (объектов) и составившего предусмотренные порядком оформления документы с некорректной информацией. При этом решение об устранении неточности принимается на уровне регистратора, ограничивая время на процедуру пятью днями.
Читайте также:  Размер выплаты алиментов на двоих детей: как определяется

Если внесение изменений в ЕГРН может затронуть права или финансово значимые интересы заинтересованных лиц, то соответствующее решение принимается судом. Инициатором может выступать регистрационный орган.

Таким образом, закон о государственной регистрации недвижимости после внесения изменений предоставляет возможность гражданам сократить время для узаконивания своих прав на землю и другое недвижимое имущество, а государственным структурам —  вести их строгий учет и контролировать законность проведенных сделок. База информации, формализация документов позволили координировать деятельность структур, причастных к действиям по регистрации земли и имущества, исключив ведомственные противоречия.

Закон N 218-ФЗ

Новые нормы ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в 2019 году

ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в текущем году претерпел некоторых изменений — разработали новые положения. С поправками обязаны ознакомиться все граждане, осуществляющиеся сделки с недвижимым имуществом.

Содержание статьи:

  • Для чего необходим этот закон
  • Краткий обзор ФЗ
  • Нововведения 2019 года

Для чего необходим этот закон

Для узаконивания прав собственности недвижимость необходимо зарегистрировать, после чего у владельца возникает право полного распоряжения имуществом. Благодаря ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» учитывается все недвижимое имущество, и защищаются права собственника.

Закон N 218-ФЗ Федеральный закон регулирует:

  • отношения, появляющиеся в результате госрегистрации прав на имущество в России и сделок с ним;
  • отношения при кадастровом учете.

Закон гласит, что любое недвижимое имущество подлежит регистрации. Если владелец не будет установлен, имущество перейдет государству.

Краткий обзор ФЗ

Закон «О государственной регистрации недвижимости» ФЗ №218 содержит детальную информацию, касающуюся правоотношений в области недвижимости: для регистрации прав, смены владельца и прочих сделок. Нормативный акт утвердил необходимость ведения кадастрового учета.

Закон «О государственной регистрации недвижимости» 218 ФЗ регулирует типы правовых отношений: сбыт канцелярских помещений, капитальные постройки, квартиры и дома — все имущество расписано в законопроекте. На основании нормативного акта гражданин обращается в уполномоченную службу для легализации сделки.

Внимание! ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» регулирует процедуру легимитизации незаконной постройки. Собственник обращается в Росреестр, предоставляя доказательства об отсутствии угрозы в отношении третьих лиц, не нарушении их прав и предъявляя бумагу о правах владения на землю.

Нововведения 2019 года

Основная цель закона — объединить 2 индивидуальные структуры: регистратора имущества и орган кадастрового учета. На данный момент действует целостный механизм фиксации. Кадастровая палата прекратила существование — появился Росреестр. Главные новшества 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»:

  • разрешается подавать документы в любой филиал или МФЦ — привязку к расположению недвижимости отменили;
  • допускается личная подача бумаг, почтой, через интернет: на сайте Государственных услуг или Росреестра;
  • сокращены сроки проведения регистрации;
  • в статье 15 приведен список граждан, имеющих право подавать заявление;
  • в приеме бумаг отказывают, если личность обратившегося не установлена;
  • статья 26 содержит причины и сроки приостановки процедуры учета;
  • отменена выдача свидетельства о правах собственности, на замену пришла ведомость из ЕГРН;
  • ст.40 дополнена ч.12, которая гласит, что если для регистрации предъявлена справка о подтверждении выполнения участниками обязательств, должна предоставляться и бумага с описанием конкретного помещения.

В статье 68 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 2019 года установлен порядок предоставления компенсационной выплаты за потерю прав на имущество (если оно утратилось не по воле хозяина). Для получения денег необходимо соблюсти такие условия:

  • квартира должна быть единственной, приспособленной к проживанию;
  • собственник по определенным основаниям не может получить жилье, находящееся у покупателя;
  • владелец не имеет возможности получить компенсацию от виновника;
  • обязательно наличие судебного постановления и исполнительного листка с пометкой «взыскание невозможно».

Возмещение выдается 1 раз. Право на его получение появится с 1 января 2020 года.

Поправки в 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 2019 года коснулись и длительности обработки поданного заявления (ст.16):

  • до 1 недели — при регистрации прав;
  • до 5 дней — для внесения поправок в кадастр, фиксация факта приобретения жилья на ипотечные средства;
  • не более 10 суток — если регистрация и постановка на учет проводятся одновременно.

Для получения информационной ведомости сроки составляют до 3-х дней.

Важно! Сроки исчисляются в рабочих днях.

Закон N 218-ФЗ Статья 15 нового ФЗ содержит список лиц, имеющих право вносить информацию об имуществе в базу: собственник объекта недвижимости или уполномоченная государственная (городская) служба. Документация запрашивается у застройщика. Ранее эту обязанность исполняли юридические лица.

Согласно новым положениям закона регистрационная служба обязана:

  • принимать заявление и документы;
  • проверять предоставленные справки на подлинность;
  • вести кадастровый учет;
  • выдавать справки;
  • вести единый реестр;
  • принимать на учет имущество, не имеющее владельца.

Любые сделки с недвижимостью будут подтверждаться выпиской из ЕГРН.

Таким образом, закон о регистрации недвижимости с января текущего года претерпел изменений. Чтобы не иметь проблем с законодательством, необходимо обратить на них внимание.

Чтобы зарегистрировать права собственности на земельный участок, собственник должен обратиться в Росреестр, предъявить правоустанавливающие документы и кадастровый паспорт участка.

218 ФЗ о государственной регистрации недвижимости — с ми, последняя редакция, сроки регистрации, виды кадастровых работ

Закон N 218-ФЗ

21   0   4546

Законодательством РФ предусмотрена возможность владения любым видом недвижимого имущества.

С целью урегулирования правовых отношений, связанных с его куплей или продажей, в 2015 году был принят ФЗ № 218 «о государственной регистрации недвижимости».

Данное постановление является важнейшим этапом в развитии российского законодательства. Оно призвано упростить и оптимизировать процесс регистрации, за счёт создания нового ресурса — Единого государственного реестра (ЕГРН).

Общие положения их краткое содержание

С каждым годом рынок недвижимости активно растёт, а вместе с ним увеличивается количество договоров купли продажи. Любые манипуляции, осуществляемые с личной собственностью, не должны противоречить рамкам закона. По этой причине, для осуществления какого-либо действия с недвижимым имуществом, необходимо пройти процесс его регистрации.

Что это такое

Государственная регистрация недвижимости — юридический акт, подтверждающий право определённого лица на владение любым видом недвижимого имущества. Она осуществляется путём внесения в базу ЕГРН и защищает полномочия владельца.

На основании ФЗ 218, в Российской Федерации была введена общая система госрегистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учёта (процесс фиксирования в госреестре сведений об объектах недвижимости).

Таким образом, ФЗ 218 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением сделок купли продажи, вносит порядок и значительно упрощает процесс госрегистрации имущества.

Читайте также:  Можно ли оспорить завещание на квартиру после смерти завещателя

На кого распространяется

Все манипуляции с недвижимостью способен производить только собственник, имеющий подтверждающий документ.

Если же собственник не имеет возможности лично участвовать в процессе, составляется нотариальная доверенность, передающая полномочия третьему лицу.

Помимо единоличной, имеется ещё 2 вида собственности:

  • Совместная. Такой вид собственности регулируется Семейным кодексом и регистрируется супругами. Для продажи или другого действия с недвижимостью, супругам необходимо разделить имущество на доли (равные или неравные) в судебном порядке;
  • Долевая. В случае долевой собственности, каждый владелец имеет право распорядиться долей по своему усмотрению. Однако, любые сделки не должны противоречить интересам других сторон и совершаются только по письменному соглашению. К примеру, если один из собственников против продажи квартиры, ему будет предложен выкуп доли продающего. Отсутствие ответа в течение 90 дней позволяет продать долю любому лицу, а отказ раньше срока является законным основанием совершить сделку сразу.

Особенности закона с ми

Как было отмечено создателями законопроекта, в качестве ключевых предпосылок создания единой системы учёта и регистрации прав на недвижимое имущество, можно рассматривать уже сформировавшуюся положительную динамику функционирования данных систем по отдельности.

В рамках создания 218 закона были учтены все несовершенства предыдущих постановлений и создана совершенно новая система, позволяющая повысить эффективность государственной регистрационной системы и ускорить экономический оборот сделок с участием объектов недвижимости

Основные моменты

Недвижимое имущество — это объекты, перемещение которых невозможно без нанесения ущерба.

Гражданский кодекс устанавливает их перечень:

  • земельный участок;
  • сооружения, неразрывно связанные с землёй (дома, строительные объекты, здания);
  • воздушные средства передвижения;
  • морские судна и подводные лодки;
  • космические корабли и ракеты.

Дабы иметь возможность совершать любые сделки с участием вышеперечисленных объектов, необходимо зарегистрировать их в Росреестре. Стоит отметить, если недвижимость была приобретена и зарегистрирована через соответствующие инстанции до введения ФЗ 218, права собственности на неё признаются действительными.

Последняя редакция

В 2017 году в закон были внесены немаловажные поправки, направленные на осуществление процедуры регистрации более надёжными и удобными методами.

Помимо объединения кадастрового учёта и госрегистрации, к таким изменениям относятся:

  • значительное сокращение сроков регистрации;
  • отсутствие территориальной привязки (обратиться в Росреестр можно в любом городе, независимо от места прописки);
  • регистрация машино-места, как отдельного вида недвижимости;
  • возможность отказа в регистрации по причине некорректного оформления документов;
  • предоставление учредительных документов для юридических лиц больше не является обязательным условием;
  • введение компенсации по потере права на единственную жилплощадь.

Ещё одно существенное редактирование было внесено 1 июля 2020 года. Оно касается застройщиков по объектам. С 2020 года закон ограничивает круг лиц, которые могут правомерно строить жильё.

Рабочие, имеющие строительский опыт менее 3х лет, ныне не допускаются к созданию жилых объектов. К тому же были ужесточены требования к руководству, бухгалтерии и ведению строительного бизнеса.

Для успешного прохождения процедуры регистрации и (или) кадастрового учёта, следует собрать пакет копий и оригиналов следующих документов:

  • паспорт правообладателя (или законодательно доверенного лица);
  • документы на недвижимое имущество;
  • заявление установленного образца;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • подтверждающие документы (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • техпаспорт помещения.

В отдельных случаях могут понадобиться дополнительные документы:

  • выписка из домовой книги;
  • письменное согласие второго супруга при совместной собственности;
  • при проживании в квартире ребёнка до 14 лет, нужно разрешение от органов опеки;
  • если помещение заложено, потребуется разрешение от залогодержателя.

Сбору и заполнению документов стоит уделить особое внимание. После подачи бумаг, специалисты Росреестра осуществляют первичную проверку их законности и соответствия. Ошибки могут стать причиной приостановления регистрации на 30 календарных дней.

Если за отведённое время недочёты не будут устранены, заявитель получит отказ. В случае положительного результата, заявитель получит выписку, подтверждающую регистрацию недвижимости.

Государственная регистрация права на недвижимость, как и любая другая процедура, имеет свои нюансы, которые стоит учитывать:

  • Тонкости продажи детской доли. До 18 лет родитель или опекун имеет право распоряжаться собственностью иждивенца. Однако, предварительно нужно получить разрешение Органов опеки. Служба защищает права несовершеннолетних, поэтому продажа доли возможна лишь при соблюдении некоторых постановлений. Родитель или законный опекун обязан оформить ребёнку долю собственности в другой квартире. Альтернативным решением является открытие на имя иждивенца банковского счёта, куда будет перечислена сумма за продажу его доли. В ином случае, сделка считается незаконной и не имеет возможности состояться;
  • Уплата пошлины. Обязательно нужно сохранить оригинал чека. Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом и составляет 0,1 % от полной стоимости имущества, но не более 30 000 рублей;
  • Регистрация обременения. Обременением принято называть ограничение прав на имущественные манипуляции законного владельца. Регистрация данного факта в Росреестре является обязательной. Обременение может быть как желанным (передача имущества в залог, ипотека), так и возникшим не по инициативе хозяина (арест имущества).

Правила подачи заявления

Особое внимание стоит уделить заявлению. Заполненное заявление установленного образца необходимо подать в Росреестр. Это можно сделать несколькими способами:

  • Лично обратиться в региональное отделение;
  • Через портал gosuslugi.ru;
  • Посредством почтового отправления с объявленной ценностью;
  • Обратиться в МФЦ (многофункциональный центр).

Отказ и ответственность

Законодательством РФ прописано более 50 причин, которые считаются основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учёта.

Самые распространённые из них:

  • Документы не соответствуют законодательно установленным нормам;
  • Подача заявления ненадлежащим лицом;
  • Документы повреждены (включая исправления и приписки);
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений права собственности;
  • Разногласия сторон в случае совместной собственности.
  • При вынесении уполномоченными специалистами Реестра решения об отказе, можно обжаловать его через апелляционную комиссию либо подать заявление повторно. Однако, в любом из случаев, сумма оплаты госпошлины не возвращается.

Сроки регистрации

Как государственная регистрация прав, так и кадастровый учёт осуществляются в течение некоторого времени с даты приёма заявления установленного образца и прилагаемых документов:

  • 7 рабочих суток на регистрацию прав;
  • 9 дней на регистрацию прав понадобится для процедуры через многофункциональный центр;
  • 5 рабочих суток на осуществление кадастрового учёта;
  • 7 суток на кадастровый учёт через многофункциональный центр;
  • 10 дней, если подаются документы на кадастровый учёт и регистрацию прав единовременно;
  • 12 рабочих дней требуется на ту же процедуру через многофункциональный центр.

Видео: Новшества

Виды кадастровых работ

Кадастровой работой считается выполнение действий в результате которых осуществляется государственный кадастровый учёт имущества. Создание объекта недвижимости в качестве объекта гражданского права является их основной задачей.

Всего существует три вида работ для подготовки документов с целью регистрации прав на кадастровый учёт:

  • земельных участков;
  • помещений, зданий и строительных объектов;
  • снятия с учёта объекта капитального строительства.

Таковы основные положения госрегистрации имущества на текущий момент. За последние годы в законодательстве произошло большое количество изменений, однако все они направлены только на улучшение системы. Федеральный закон 218 прекрасно справляется со своей основной задачей — оптимизацией процесса имущественных сделок.

В россии упрощена процедура купли-продажи недвижимости. с завтрашнего дня вступают в силу изменения в федеральный закон № 218-фз «о государственной регистрации недвижимости», которые исключают норму об обязательном нотариальном удостоверении для отдельных

В России упрощена процедура купли-продажи недвижимости.

С завтрашнего дня вступают в силу изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые исключают норму об обязательном нотариальном удостоверении для отдельных видов сделок с недвижимостью при распоряжении имуществом, находящемся в общей долевой собственности. Федеральная кадастровая палата разъяснила изменения процедур проведения сделок.

Согласно действующему законодательству, если участвующая в сделке недвижимость принадлежит одному собственнику, удостоверение нотариуса для покупки, продажи или ипотеки не требуется.

Читайте также:  Ребёнок до 24: как работает налоговый вычет на детей

Но если правами на объект обладают сразу несколько человек, то сделки с общим имуществом подлежат нотариальному удостоверению.

Такое правило было установлено в 2016 году Федеральным законом № 172-ФЗ и до настоящего времени распространялось на все виды сделок с недвижимостью, находящейся в общей долевой собственности.

Новый закон № 76-ФЗ упрощает процедуру оформления сделок для участников долевой собственности. Так, с 31 июля 2019 года нотариальное удостоверение не требуется при заключении сделки по отчуждению или ипотеке долей на недвижимое имущество, если сделка проводится одновременно со всеми собственниками.

Другими словами, договор купли-продажи, дарения, наследования или ипотеки долей может быть заключен в простой письменной форме, если подписан всеми долевыми собственниками недвижимости без исключения.

 «Благодаря нововведению, граждане получают право решать, требуется ли им заверять общую сделку с долями нотариально.

Ведь зачастую совладельцами квартиры, дома, гаража или земельного участка являются близкие родственники, которым просто ни к чему подтверждать законность сделки друг с другом», — говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.

Отмена обязательного нотариального сбора для сособственников, участвующих в одной сделке, позволит значительно снизить финансовую нагрузку на граждан и сделать процесс оборота недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, более простым и доступным. При этом по желанию правообладателей любую сделку, как и прежде, можно будет удостоверить у нотариуса.

Нотариальное удостоверение обеспечивает участникам сделки доказательную базу, необходимую для защиты своих прав и интересов в случае судебных разбирательств. Поэтому если хотя бы один долевой собственник откажется принимать участие в сделке, остальным придется обратиться к нотариусу за надлежащим оформлением договора.

Предоставление дополнительных гарантий легитимности договора вместе с тем сказывается на общей стоимости сделки. Так, для удостоверения договора требуется оплатить не только нотариальные услуги, но также 0,5 % стоимости недвижимого имущества, согласно тарифам, установленным Законодательством Российской Федерации о нотариате.

Приняты масштабные поправки в Закон о государственной регистрации недвижимости

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

В конце прошлой недели Президент РФ подписал закон, которым в законодательство вносятся масштабные изменения, связанные с вопросами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Наибольшим изменениям подвергся Закон о государственной регистрации недвижимости. В числе этих поправок можно отметить следующие.

— Непосредственно в Законе о госрегистрации закреплены полномочия подведомственного учреждения Росреестра (Федеральной кадастровой палаты).

К таким полномочиям отнесены, в частности, выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача заявителям связанных с учетом (регистрацией) документов, предоставление содержащихся в ЕГРН сведений, выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН.

— Перечень оснований для осуществления кадастрового учета и госрегистрации дополнен указанием на решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы; конкретизированы случаи, когда в числе оснований для учета (регистрации) выступают межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.

— Расширяется круг лиц, которые вправе выступать заявителями при кадастровом учете и госрегистрации.

К таковым отнесены, в частности, обладатели сервитута при учете (регистрации) в связи с созданием на земельном участке объекта недвижимости; наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости, — при учете (регистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов; органы государственной власти (местного самоуправления), на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, — при государственном кадастровом учете таких земельных участков.

— Предусмотрено, что с заявлением о кадастровом учете (госрегистрации) в отношении объекта недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все приобретатели этого права.

— На законодательном уровне закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой в случае ликвидации юридического лица, являющегося продавцом объекта недвижимости, переход права собственности на этот объект может быть зарегистрирован по заявлению покупателя, если объект передан ему во владение и покупатель исполнил обязанность по оплате. Аналогичным образом этот вопрос будет решаться в случае исключения организации-продавца из ЕГРЮЛ.

  • — Установлено, что в тех случаях, когда отказ в осуществлении кадастрового учета (госрегистрации) признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить учет (регистрацию), указанные действия осуществляются без подачи заявления на основании решения суда, поступившего в регистрирующий орган.
  • — Вводится запрет на создание неофициальных сайтов и программного обеспечения, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам ЕГРН. При этом не запрещаются действия органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций или граждан по предоставлению информации, содержащей сведения ЕГРН, которая одновременно:
  • 1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставления сведений из ЕГРН;
  • 2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.

— Скорректирована ст. 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривающая случаи, в которых обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не требуется.

В частности, в ней закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой, если предметом сделки является доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то такие сделки не требуют нотариального удостоверения (ранее указанной нормой было предусмотрено, что требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не распространяется на случаи отчуждения земельных долей).

Перечисленные изменения, а также ряд иных положений рассматриваемого закона вступили в силу с даты его официального опубликования — 30 апреля 2021 г.

Ряд изменений начнет действовать в более поздние даты. Так, с 28 октября 2021 г. вступят в силу, в частности, следующие поправки.

— Корректируются сроки госрегистрации по некоторым предусмотренным законом основаниям.

Например, последующие договоры ДДУ, заключенные после государственной регистрации первого такого договора, по общему правилу будут регистрироваться в течение 5 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган необходимых документов (в случае поступления документов в электронной форме — в течение 3 рабочих дней). При подаче соответствующих документов через МФЦ срок регистрации составит до 7 рабочих дней. Таким образом, срок регистрации последующих договоров ДДУ сократится на два рабочих дня.

— Исключается ограничение максимально допустимого размера машино-места.

— Предусмотрено размещение сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, и сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных). Состав подлежащих размещению сведений и порядок их размещения установит Минэкономразвития России.

Отдельные положения закона вступят в силу с 1 января 2023 г. К их числу относится норма, предусматривающая случаи, когда заявление о кадастровом учете (госрегистрации) может быть направлено через личный кабинет на сайте регистрирующего органа без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя.

В таком порядке можно будет направить, например, заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; заявление правообладателя о невозможности государственной регистрации без его личного участия.

В связи с поправками в Закон о государственной регистрации недвижимости вносятся изменения также в ряд иных федеральных законов, в том числе в Закон о кадастровой деятельности, ЗК РФ, ЖК РФ.

Информация предоставлена: https://demo.garant.ru/#/document/57401944/paragraph/45909:15

фото из источника https://odincovo.kb-realty.ru/uslugi/registraciya-prav-sobstvennosti-na-nedvigimost/

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *