Административное расследование

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени.

Административное расследование проводится в различных случаях, так как оно имеет широкий спектр областей, где оно может быть применено. Подробный список того, в каких случаях проводится эта процедура, представлена в части 1 ст. 28.7 КоАП РФ. В данной публикации будут рассмотрены разные стороны этого законодательного акта в упрощенной и доступной для понимания форме.

Административное расследование

Административное расследование – что это?

Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям.

Какие действия относятся к административным нарушениям?

Эта позиция освещена в главе 2 ФЗ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года.

Определение административного правонарушения, подробно оговорено в статье 2.1 вышеуказанного закона.

В это понятие входит достаточно много деяний, которые при их расследовании могут перейти в разряд уголовных преступлений.

  1. Административным правонарушением, согласно КоАП РФ, считается противоправное деяние или же бездействие гражданина (юридического или физического лица), после совершения которого наступает административная ответственность.
  2. Если юридическое лицо, имевшее возможность соблюсти все установленные законом нормы, пренебрегло ими, то оно считается виновным в совершении правонарушения.
  3. Как юридическое, так и физическое лицо при выявлении его виновности в совершенном правонарушении равно привлекается как к административной, так и уголовной ответственности.

Административное расследование

Привлекаться к уголовной и (или) административной ответственностям может как физическое, так и юридическое лицо

Разные формы вины граждан

Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.

  1. Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия. Другой вариант — гражданин желал наступивших последствий и сознательно допустил их, или же просто не предпринял действий для их предотвращения.
  2. Правонарушение считается произведенным по неосторожности, если гражданин предполагал наступление негативных последствий и пытался их предотвратить, однако не рассчитал свои возможности, хотя должен был их предвидеть. В данном случае равно, как и в предыдущих моментах, учитывается как действие, так и бездействие гражданина.

Важно! Наказания за умышленное деяние и произошедшее по неосторожности значительно разнятся между собой. Умышленное нанесение вреда, в зависимости от его тяжести, в процессе проведения расследования вполне может перейти из категории административного правонарушение в уголовное преступление.

Административное расследование

Правонарушение может быть совершено с умыслом и по неосторожности

Минимальный возраст, с которого наступает административная ответственность

С какого возраста гражданин может быть привлечен к административной ответственности, оговорено в статье 2.3.

  1. Ответственность по административному правонарушению наступает при достижении гражданином возраста 16-ти лет.
  2. Лица в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут быть освобождены от ответственности по решению комиссии, занимающейся делами несовершеннолетних граждан. Она может учесть положительные данные о нарушителе, а также обстоятельства, во время которых было совершено конкретное действие или бездействие. Освобождение от ответственности предусмотрено ФЗ о правовой защите несовершеннолетних граждан.

Административное расследование

Ответственность по такому типу правонарушений наступает с 16 лет

Важно! Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.

Статьи об административной ответственности конкретных граждан

Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.

Законодательный документНазвание документа
Статья 2.4 «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц»
Статья 2.5 «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания»
Статья 2.6 «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц»
Статья 2.10 «Административная ответственность юридических лиц»

Административное расследование

В статьях КоАП РФ содержится информация об административной ответственности граждан

Важно! Граждане, не имеющие гражданства РФ, но совершившие на территории страны противоправные действия, могут быть высланы за ее пределы. Эта мера является одним из форм наказания.

Административная ответственность владельцев транспорта

Статья 2.6.1. введена ФЗ №210-ФЗ от 24.07.2007 года и освещает вопрос об административной ответственности граждан, имеющих во владении транспортные средства. В связи с тем, что сегодня практически каждая семья имеет один или даже два автомобиля, эту статью стоит рассмотреть более подробно.

Собственники транспорта могут быть привлечены к ответственности в том случае, если они совершили нарушение правил дорожного движения или же нанесли вред благоустроенной территории, что было зафиксировано одним из специализированных технических средств, работающих в автоматическом режиме, они привлекаются к административному наказанию (ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 года).

Административное расследование

В разряд правонарушений, совершаемых владельцами транспорта, входит широкий спектр противоправных действий, начиная с превышения скорости и заканчивая серьезными ДТП

От ответственности могут быть освобождены владельцы транспорта, если они подали жалобу по вынесенному по делу постановлению и при ее рассмотрении выяснилось, что в момент совершения нарушения закона, средство передвижения находилось в пользовании или полноценном владении у другого гражданина или же было украдено у владельца (ФЗ No175-ФЗ от 23.07.2010 года).

Административная ответственность владельцев земельных наделов или другой недвижимости

Ответственность вышеназванной категории граждан оговорена в статье 2.6.2, введенной ФЗ № 133-ФЗ от28.07.2012 года. Она содержит два подпункта.

  1. Граждане, совершившие правонарушение, связанное с благоустройством территории, ее переоборудованием, перемещением или сносом объектов, а также общей ее эксплуатации, несут административную ответственность в том случае, если их действия зафиксировались специализированными техническими средствами. К таким средствам относятся фото- и видеоаппаратура. По этому пункту несут ответственность владельцы и собственники земельных наделов и другой недвижимости.
  2. Освобождение от ответственности граждан, являющихся владельцами земельных наделов или недвижимости, происходит в том случае, если в процессе разбирательства по составленной жалобе выяснится, что в период совершения правонарушения участок или другая недвижимость находилась во владении другого лица (ч.3 ст.28.6. КоАП РФ).

Важно! Свалка мусора на благоустроенной территории, зафиксированная на камеру, может привести к серьезным неприятностям. Нарушителя не только обяжут за свой счет вывезти мусор, но и наложат на него штрафные санкции.

Административное расследование

Несанкционированный захват чужой территории, в зависимости от обстоятельств и площади земельного надела, также может сначала квалифицироваться как административное правонарушение, но при проведении дознания дело может перейти в разряд уголовных

Кроме этого, избежать ответственности удастся, если получится доказать, что противоправное действие было совершено другим лицом, а собственник не имел возможности его предотвратить или же им были безуспешно предприняты все возможные действия.

Факторы крайней необходимости

Существуют случаи, когда действия гражданина не квалифицируются, как административное правонарушение, о чем говорится в статье 2.7. КоАП РФ. К таким факторам причинения вреда относится крайняя необходимость их совершения.

Административное расследование

При возникновении некоторых обстоятельств бывает сложно избежать нарушения установленного правопорядка, например, защищая свою жизнь или достоинство, применив для этого специализированные или подручные средства

Например, возникновение обстоятельств, угрожающих одному или нескольким лицам, государственным или общественным интересам. Такие действия не считаются правонарушением, если возникшая опасность не могла быть предотвращена другими мерами или же нанесенный вред меньше, чем предотвращенные действия.

Невменяемость гражданина

Лицо, совершившее правонарушение, находясь в невменяемом состоянии и не осознающее производимых действий или же бездействия из-за хронического или временного расстройства психики, а также слабоумия, не подлежит привлечению к административной ответственности (статья 2.8.).

Малозначительность правонарушения

Гражданин, совершивший правонарушение, которое признано малозначительным судом или лицом, уполномоченным решать вопрос о его виновности или невиновности, освобождается от ответственности.

Важно! Существует достаточно много действий, которые некоторые граждане не относят к административным правонарушениям. Однако нужно помнить, что причинение вреда благоустроенной территории путем кражи или порчи муниципального имущества, зафиксированное на камеру, неизбежно повлечет за собой административное наказание.

В этом случае наказание ограничивается устным замечанием (статья 2.9.).

Административное расследование

Иногда правонарушения классифицируются, как малозначительные

Наказание при совершении административного нарушения

Цели и способы наказаний граждан, совершивших правонарушение, оговорены в главе 3 КоАП РФ.

Цель административного наказания

Статья 3.1. разъясняет то, какие цели преследуются государственными органами при назначении наказания за совершенное правонарушение.

  1. Для предотвращения совершения правонарушений гражданином в будущем, государством установлена ответственность за противоправные действия.
  2. Наказание за административное правонарушение не должно быть направлено на унижение личного достоинства гражданина, нанесение вреда его деловой репутации, а также причинения ему физических страданий.

Административное расследование

Лицо, проводимое расследование совершенного правонарушения, должно быть бесстрастным и не иметь личный интерес в деле. Расследование должно быть максимально объективным

Виды административных мер, применимых к правонарушителю

Немаловажным фактором является мера наказания, которая может быть применена к нарушителю. Она напрямую зависит от тяжести совершенного действия. То, какие варианты административных наказаний существуют, указано в статье 3.2.

Итак, перечень воздействий на правонарушителей состоит из следующих пунктов.

  1. Вынесение предупреждения.
  2. Наложение штрафных санкций.
  3. Конфискация объекта, послужившего инструментом противоправного действия.
  4. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину-правонарушителю.
  5. Административный арест.
  6. Выдворение из РФ граждан иностранных государств или же лиц, не имеющих гражданства.
  7. Дисквалификация.

    Приостановление профессиональной деятельности может быть наложено как на конкретное лицо, так и на организацию с прекращением ее функционирования на период проведения расследования

  8. Приостановление профессиональной деятельности гражданина, совершившего правонарушение (п.9, введенный ФЗ № 45-ФЗ от 09.05.2005).

Виды и результат административного расследования

Главная / Обзоры / Административное расследование: как это происходит? Виды, сроки, результат.

Читайте также:  Пособие на ребенка в Новосибирске 2019-2021: ежемесячное, на первого, на второго.

В административное делопроизводство априори заложено противоречие, заключающееся в приоритете сжатых сроков, определённых законом для его осуществления, над набором процессуальных действий, установленных в качестве инструментов для установления полноценной и доказательно обоснованной картины правонарушения.

Можно сказать, что налицо классический конфликт между юридической теорией и жизненной практикой.

Срок в один месяц, установленный в общем случае законом для проведения административного расследования, может быть легко исчерпан, например проведением технической экспертизы при ДТП.

Как же тогда быть с другими, будь они необходимы, процессуальными действиями? Или, скажем, с формальностями, связанными с делопроизводством, как с таковым.

Ограниченная многообразность видов процессуальных действий

КоАП посвящает целую главу (№ 26) предмету доказывания и видам доказательств. Это является синонимом и тем методам, при помощи которых это осуществляется.

Краеугольным камнем процессуальных действий в процессе расследования остаётся получение объяснений.

Они могут приниматься как в устной, так и в письменной форме, как от лица, по отношению к которому осуществляется производство, так и от потерпевшей стороны, равно, как и от свидетелей.

Общий порядок этих действий, оформление и применимость в качестве доказательства описаны в статье 26.3 Кодекса.

Административное расследование

Для других, более специализированных видов действий, КоАП отводит по целой отдельной статье:

  • в случае необходимости использования специализированной компетенции в каких-либо областях знаний может проводиться экспертиза (статья 26.4);
  • в случае необходимости использования для экспертизы или сравнения, может быть осуществлён отбор проб и образцов (статья 26.5);
  • фиксация вещественных доказательств, в том числе с применением фотосъемки, с помощью других способов вещественного сохранения следов правонарушения определена в статье 26.6, и как отдельный вид вещественных доказательств — приобщение документов и показаний технических средств. Причём термины последних видов доказательств трактуются максимально широко (статья 26.7, 26.8);
  • поручения и запросы с установленным сроком исполнения в 5 дней (статья 26.9);
  • получение необходимой для дела информации путём т.н. истребования сведений, с максимально сжатым сроком реагирования на такое требовании в течение 3 дней (статья 26.10)

Из изложенного выше видно, что перечень процессуальных действий при расследовании широк, но всё же конечен. Этим в правовое поле заложена ещё одна коллизия, связанная с приобщением к делу доказательств, полученных отличными от прямо перечисленных Кодексом видами действий. Попросту говоря, их допустимость может быть оспорена по формальному признаку несоответствия.

Сроки в расследовании административных дел

Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.

Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства.

Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр.

Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.

Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.

И что в итоге

Цель расследования — установление фактов. Факты могут, как подтверждать вину, так и внести сомнения в её наличии, а то и вовсе — опровергнуть. Факты, кроме того, могут указать на смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Вся совокупность таких собранных доказательств в административном расследовании порождает один из двух, образно говоря, вердиктов, прописанных в пункте 6 той же статье (28.7) КоАП. При наличии виновности дело кончится составлением протокола об административном правонарушении.

В обратном же случае будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Как говорится, третьего не дано.

Административное расследование по проекту КоАП РФ: радость мелких изменений и целесообразность дальнейшего редактирования

Административное расследованиеЕсли почитать проект КоАП РФ, то диагональным чтением кажется, что процедура административного расследования толком-то и не изменилась. Но вот достаточно уже одного — двух месяцев основного срока проведения административного расследования! Не месяц + месяц по ходатайству, а сразу два месяца, что дает возможность не торопясь, без лишних двух документов (ходатайство + продление) дождаться истребованных материалов по почте, что дает возможность по всем разумным и неразумным срокам, которые вообще в КоАП РФ не прописаны, послать извещение заказным письмом в адрес «немого беглеца», который и не заберется за ним на почту, но зато потом не сможет кричать о том, что ему только «накануне» отправили протокол и в таком духе, и прочие прелести жизни.

Но блог не об этом.

Наткнулся на очень информативную и интересную статью С. Горовенко «Административное расследование в новом КоАП: плюсы и минусы». Там меня зацепила тройка моментов, по которым хотелось бы вставить и свои пять копеек.

1. «Еще один недостаток – это то, как в проекте сформулированы требования к срокам вручения или направления копии определения… Само по себе определение такого срока является допустимым и разумным, но привязка к факту вынесения ошибочна.

Дело в том, что установление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, является как раз одной из целей административного расследования.

Получается, сведений о нем к его началу может и не быть, а потому соблюдение такого срока попросту невозможно».

Ну, тут не так всё плохо, можно начать с этого. И менять настоящий порядок не вижу смысла.

Потенциальный виновный по факту и так ознакомится с определением в первые дни после направления – это про ситуации, когда определение об административном расследовании направляется в орган власти или в адрес юридического лица, которое «попалось», и среди штата которого надо обнаружить за месяц административного расследования виновное должностное лицо. А когда ясно, о каком конкретном лице идёт, ему направляется соответствующее извещение о времени и месте составления протокола, как ранняя альтернатива – предложение предоставить письменные объяснения, определения об истребовании документов у потенциально виновного лица, которые уже как бы намекают… Далее, протокол по содержанию – это глубоко переработанное определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Поэтому опосредованно определение и так становится знакомым виновному лицу. А чтобы не вставать в глупую ситуацию, когда ты впервые видишь протокол – для этого можно отказаться от дачи объяснений в графах протокола или написать там – «пояснения будут даны при рассмотрении дела об административном правонарушении».

В любом случае, административный процесс обычно (не считая дисквалификации, ареста, выдворения) ничем сверхъестественным и непоправимым (как в уголовном процессе) не кончается, поэтому если и вводить какие-то кошмарно сложные дополнительные уведомительно-извещательные процедуры, то их надо приурочить исключительно к административным правонарушениям с относительно суровыми санкциями, когда «итог» действительно может больно ударить по виновному лицу, особенно если ему неоднократно, подчеркиваю, неоднократно не давали шансов грамотно подготовиться.

2. «Возможность опротестовать определение о возбуждении дела об административном правонарушении проект пока не предусматривает. А она нужна, поэтому целесообразно сформулировать в кодексе процедуру обжалования в органы прокуратуры в течение трех рабочих дней с момента получения копии определения».

Прежде всего смущает выбор органа. Объем работы, а равно бумажек, которых надо проверить, органам прокуратуры более чем хватает.

Делать из прокуратуры всесильный орган перепроверки документов – это уже, скорее, отход от сложившейся законодательной традиции отщипывать раз за разом те или иные полномочия и возможности от надзорного органа.

Во-вторых, само по себе обжалование бесполезно – что оспаривать? Да по сути вся соль будет в поводе к возбуждению дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.

1 КоАП РФ) – но если он сам по себе ущербный, юридически слабый и недостаточный – тогда по цепочке будет слабый и безнадежный протокол об административном правонарушении, а там дальше и протокол не устоит при рассмотрении дела об административном правонарушении.

И беспокоиться, и суетиться поэтому не стоит + Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования – это некоего рода «черновичок», «закидывание удочки», «получение вожделенных полномочий на истребование документов для проверки доводов», поэтому надо дать возможность лицу, проводящему расследование, собрать и доделать всё задуманное, воплотить в протоколе, а там дальше и обрушить его (протокол) при рассмотрении. Маленькая ошибка повлечет ещё большую, в конечном счете.

3. «С другой стороны, нужно дополнительно проработать проект в части возможности прокурора возбудить дело по любому административному правонарушению.

Это лишнее, поскольку прокуратура не должна подменять собой иные административно-юрисдикционные органы.

Достаточно сохранить в полномочиях прокурора только возбуждение дел о правонарушениях, посягающих на конституционные права граждан – при условии, что иные органы на это не уполномочены».

Не совсем солидарен: прокуратура же не рассматривает свои же собственные постановления, поэтому проследить за качеством работы прокуратуры и ее административной активности всегда хватит юрисдикционных органов и судов. + Право возбуждать любое дело – это функция компенсации возможного нежелания или наличия других препятствий «профильному» органу власти составить необходимый протокол.

Вот что можно бы было доработать в плане прокуратуры – это подкинуть надзорному органу стимулов вообще выносить определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Ибо пока прокурорским работникам хватает прописанных в законе полномочий, чтобы заполучать нужную документацию (а она чаще всего только и нужна по делам об административных правонарушениях) и еще грозить законодательными санкциями за неисполнение законных требований.

Вот так было бы честнее – но откровенно волокитнее.

P.S. Картинка взята отсюда.

Административное расследование: понятие, процедура проведения

Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Административное расследование

Читайте также:  Обоюдная вина при ДТП: выплаты страховой по ОСАГО, кто кому должен при обоюдке

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  1. решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок не более одного месяца;
  2. решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок до шести месяцев;
  3. решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное производство: Видео

Является ли обязательным проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ?

Административное расследование

Адвокат Анатолий Антонов

Проведение административного расследования допускается после выявления административного правонарушения в областях законодательства и статьях, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Согласно названной выше норме КоАП РФ в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.6.

1 КоАП РФ, или административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, например, предусмотренных статьей 6.

3 КоАП РФ, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.

При этом согласно части 2 статьи 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.

С учетом изложенного проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.

7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Источник — Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 от 30.04.2020

Административное расследование — проблемы применения

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (например, производимых и реализуемых товаров) обязательным требованиям (п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью3 статьи1 Федерального закона N294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются.

В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП нормы Федерального закона от 26.12.2008г.

N294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в данном случае применению не подлежат.

После вступления в законную силу 31 марта 2010 года Федерального закона №380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административное расследование возможно проводить не только после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей , но и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.14, 8.2, частью 2 ст. 8.42, частью 2 ст. 14.4. В дополнение к этому, с 31 марта текущего года должностные лица Роспотребнадзора вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны здоровья по фактам сокрытия лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями (статья6.1 КоАП). При производстве по делам о таких правонарушениях также предусмотрена возможность проведения административного расследования.

В соответствии со ст. 28.

7 КоАП РФ административное расследование проводится после выявления административного правонарушения, в случае, если для производства по делу необходимо проведение экспертизы, иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст.26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно

— назначением экспертизы (ст.26.4 КоАП)

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст.26.5 КоАП)

— необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст.26.8 КоАП)

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст.26.9 КоАП)

— истребованием сведений (ст.26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий.

Читайте также:  Потерпевший требует доплату с виновника – что делать?

Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования

Такое решение принимается должностными лицами, перечисленными в ст.28.3 КоАП РФ в виде определения. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования является исчерпывающим.

Такое решение принимается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч.2 и ч.3 ст.22.3 и ч.4 ст.28.3 и приказа Роспотребнадзора от 01.06.2005 N421 Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей и т.п.

  • Отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом №294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью3 статьи9, частью2 статьи10 Федерального закона N294-ФЗ, являются:
  • 1) ежегодные планы проверок
  • 2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
  • 3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде
  • 4) обращения потребителей, права которых нарушены
  • 5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В то же время, исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен частью 1 ст.24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. 1) отсутствие события административного правонарушения
  2. 2) отсутствие состава административного правонарушения
  3. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости
  4. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
  5. 5) отмена закона, установившего административную ответственность
  6. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
  7. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела
  8. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В случае если в ходе уже начатого административного расследования возникает необходимость установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, к действиям должностных лиц, в производстве которых находится данное дело, нормы Федерального закона N294-ФЗ не применяются.

Например, в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи несоответствующей установленным требованиям продукции, в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции также допускается осуществление процессуальных действий (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции), при этом организовывать в отношении них проверки в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, не требуется.

В соответствии с частью3 ст.28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии двух факторов, а именно:

1. хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью1 статьи28.1 КоАП, которыми являются:

  • а) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
  • б) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

2. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения.

В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3-6.7, 6.14, или 8.

2 КоАП РФ, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то, кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное правонарушение, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, пртокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определенны отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями6.3-6.7, 6.14 или 8.

2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение*, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

  1. Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, КоАП не устанавливает.
  2. Таким образом, основанием для проведения административного расследования являются сведения о факте совершения административного правонарушения, которые должны не только подтверждать факт наличия события административного правонарушения, Нои соответствовать критерию достаточности данных о событии такого правонарушения.
  3. Порядок вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела и проведении административного выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Сведения в соответствии с ч.3 ст.28.7 в упомянутом определении указываются обязательно отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение.

  • При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:
  • 1) разъяснить права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, лицам, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении, о чем в определении делается соответствующая запись
  • 2) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.
  • Место проведения административного расследования, его сроки.
  • Административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления.
  • Срок административного расследования:

1) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня

2) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

а) срок может быть продлен только по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *